Пасха 2009. Святогорск - Храмы и Пещеры
Написал Виталина
11.10.2009

Всехсвятский Скит Святогорск Картинка

Впервые мы побывали в Святогорске в те времена, когда все по старинке называли его Славяногорском, монастырь еще не был Лаврой и ЖД вокзал выглядел намного скромнее. Святые Горы нам понравились, и стало доброй традицией по несколько раз в год посещать эти места.

Эта поездка состоялась с 19 по 20 апреля 2009 как раз на праздник Пасхи. Целью было посетить лавру, отыскать заброшенные пещеры на правом берегу Донца и переночевать на Святых Горах. В нашу маленькую группу помимо меня вошли Андрей и Юра.

Утром в Светлое Воскресенье мы отправились на ВОКЗАЛ.
Выехали в 8-40 с вокзала Купянск-Узловой электричкой и уже через 2 часа были в Святогорске. Далее у нас было два варианта пути. Первый - успеть на автобус, который отправляется сразу по прибытию электрички. Конечная остановка его – монастырь, но можно встать в центре и пройтись по рынку и магазинам. Вариант второй - воспользоваться пешим маршрутом через лес и провести около часа времени в приятной прогулке меж сосен и баз отдыха. В конечном итоге дорога приведет туда же.
Мы, конечно же, выбрали вариант номер два. С рюкзаками за плечами мы шли через сосновый лес, плутая меж оздоровительных лагерей под срывающимся мелким дождем. Размышляли о путях отступления на случай разыгравшейся непогоды, но решили остаться в любом случае. В городе сориентировались не сразу – мы попали на мемориал погибшим в Великой Отечественной войне. Но потом быстро сообразили, что к чему, вышли в центр и уже по знакомой трассе отправились прямиком к ЛАВРЕ.
Покровская церковь и Успенский собор Святогорск
Покровская церковь и Успенский собор
Расположена Свято-Успенская Святогорская Лавра на высоком меловом правом берегу Северского Донца. В марте 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о присвоении монастырю статуса лавры. На ее территории расположены: Покровский храм, Свято-Успенский собор, Храм Святителя Николая, Скит пр. Антония и Феодосия Печерских и Всехсвятский скит.
Мы перешли через мост и оказались у входа, где несут вахту строгие казаки. Вообще, к посещению святого места стоит подготовиться заранее - женщинам обязательно головной убор(платок или шарф), юбка или тот же платок, завязанный на бедрах; мужчинам - никаких шорт и безрукавок.
Успенский собор Святогорск
Успенский собор
Платок я забыла, поэтому мне досталась почетная миссия охранять рюкзаки, а ребята быстро пробежались по территории Лавры и набрали в храме святой воды (эти пару бутылок были стратегическим запасом на ужин и завтрак следующего дня).
Там же можно посетить иконную лавку и посмотреть «зоопарк» с фазанами, павлинами и страусами. Но задерживаться на территории монастыря на долго мы не стали. Потому что следующей целью на нашем пути стал нависающий над рекой АРТЕМ.
Дорога к нему лежит по старому серпантину, который сразу же за монастырем сворачивает на лево. Выглядит он заброшенным и движение по нему не такое активное – идеальное место для отдыха и небольшого перекуса (даже лавочки имеются, правда, поломанные).
Мы прошли до конца серпантина и поднялись вверх – подъем там хоть и крутой, но не продолжительный. Возле Артема, как всегда, был шум-гам, свадьбы, дети и непрекращающаяся ни на минуту фотосъемка.
Памятник Артему Святогорск
Памятник Артему в Святогорске
«Зрелище неорганизованных масс для меня невыносимо» - гласит надпись на памятнике, но Артем словно обречен на вечные муки – вокруг него постоянно снуют толпы и толпы зевак, карабкаются по склону, залезают на памятник - как раз то, что он так рьяно осуждал.
Мы передохнули на парапете - там открывается отличный вид на Лавру и Северский Донец. Осмотревшись и сфотографировавшись на память, мы продолжили путь по серпантину мимо бесчисленных лотков со всякого рода товарами. Найти что-нибудь дельное там сложно, хотя и не исключено. Вскоре впереди показался ДУБ КАМЫШЕВА.
Этот дуб является памятником лейтенанту Владимиру Камышеву. В 1943 году на этом месте был тыл врага. И Камышев, разведчик-артиллерист, залез на высокий дуб, оттуда ведя корректировку огня своей артиллерии. Но его местоположение обнаружили фашисты и ударили снарядом по Камышеву вместе с дубом.
Дуб Камышева Святогорск
Дуб Камышева
Теперь это излюбленное место для фотосессий, но приятно, что к памятнику погибшему лейтенанту и сейчас несут цветы.
Мы прошли еще один пост казаков, и нам представилось красивейшее место - ВСЕХСВЯТСКИЙ СКИТ.
Это одно из самых интересных мест в Святогорье. Деревянный Скит носит имя Всехсвятский или Скит Всех Святых Земли Русской. Попасть на его территорию нельзя, потому как в нем ведется отшельническая жизнь и все контакты с внешним миром нежелательны.
Всехсвятский Скит Святогорск
Скит Всех Святых Земли Русской
Но рядом меловая дорожка ведет вниз, и мы, неспешно прогуливаясь мимо забора, рассматривали деревянные строения и всякую монашескую утварь около них.Дальше пошли пасека и огороды. Мы продолжили двигаться по тропе. Меловая дорога шла мимо раскинувшихся полей, и скоро мы оказались у МОГИЛЫ ИОАННА ЗАТВОРНИКА.
В трудах и лишениях Иоанн провел в затворе 17 лет. Еще при жизни он обрел способность к прозорливости, исцеления больных и чудотворения. Преподобный Иоанн Затворник Святогорский в 1995 году был причислен Украинской Православной Церковью к лику святых. Паломники каждый год посещают его могилу, а мощи святого оказывают исцеляющее действие на верующих. На могилу можно поставить свечку и посидеть на скамеечке в тишине и покое перед яркими клумбами цветов.
Мы совсем не надолго подошли к могиле – в праздничный день там было людно и шумно. Продолжили путь по узкой меловой тропе.
Меж низких сосен мы устроили привал, и перекусили привезенными из дому крашеными яйцами и паской, считая их вполне освячеными. После обеда мы отправились на поиски ПЕЩЕРЫ ОТШЕЛЬНИКА.
Помимо официальных пещер Святогорска, в которые теперь попасть можно только организованной экскурсией и то не всегда, есть и заброшенные. Находятся они на территории Национального природного парка «Святые горы», и табличка строго запрещает туда вход. Но народная тропа натоптана хорошо, поэтому отыскать пещеру не составило труда.
Пещера Отшельника
Мы неожиданно оказались перед деревянной лестницей, ведущей на меловой утес, где уже толпились посетители. Ждать своей очереди мы не стали (пещера оказалось довольно популярной), и отправились дальше искать место ночевки – хотелось уйти подальше от цивилизации.
Мы спустились к реке и шли по берегу, надеясь найти хоть какую-то полянку. Но поиск не дал результатов – от тропы склоны круто уходили вверх, и разместить палатку не представлялось возможным. Решили карабкаться по склону и разбить свой лагерь наверху. Идея была принята нами единогласно, и мы полезли. Хотя высота склона не превышала и ста метров, на это был потрачен целый час и масса усилий – он был сплошь завален сушняком (да там до нас лет сто никто не ходил!!!)
Пещера Отшельника Святогорск
Лестница к Пещере
Мы оказались первопроходцами и, выбравшись, еще долго валялись на рюкзаках, делясь впечатлениями о давешнем подъеме, вычищая из-под ногтей землю и выбирая из волос сухие ветки и листья.Отдышавшись, мы снова вышли на тропу. Пройдя не так и долго, услышали вдали лай собак, а меж деревьев показались золотые купола церкви. Внизу лежало село Богородичное.
Еще одной нашей находкой на пути стала небольшая пещерка на склоне. Отвесная меловая стена пугала высотой, но была не столь неприступной. Держась за выступы и корни, мы по одному спустились и исследовали ее – она оказалась всего лишь углублением в скале без каких либо ходов, а в ней куча ветхого тряпья да прочий хлам.
К месту стоянки нам пришлось возвращаться. Остановились мы практически на тропе меж какого-то засохшего сада (проблема дров решилась сама собой).
Северский Донец Святогорск
Северский Донец
Темнело, мы разбили палатку и принялись разводить костер. На ужин у нас были Святые Макароны, сваренные на монастырской воде и такой же Святой Чай. Утром запланировали ранний подъем, чтобы успеть осмотреться в пещере отшельника, прогуляться по серпантину к Николаевской церкви и успеть на 12-тичасовую электричку до Купянска.
Но планы наши кардинально поменялись. Началось все с того, что просыпаться рано никому не захотелось. а проснувшись, мы не спеша варили завтрак и несколько раз чаевали. Светило солнце, было по-весеннему тепло, и уходить совершенно не было желания.
Но все же лагерь свернули быстро, вспомнив о времени и еще плекая иллюзии уехать домой в полдень. Мы так же быстро неслись к пещере. Там устроили получасовой привал. Осматривали коридоры, кельи и подземную церковь при свете свеч – их приносят туда посетители и оставляют у входа. У пещеры мы встретились с несколькими группами паломников, обменялись пасхальными «Христос Воскресе» и поспешили к монастырю. Но вовремя сообразили, что спешить уже не имеет смысла, и прекратили гонку. Мы в прогулочном темпе вернулись на серпантин.
Домашний Пасхальный кулич
На обратном пути увидели еще одно любопытное строение – СКИТ АНТОНИЯ И ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКИХ. Эта церковь некогда была погребена под землей, и лишь старожилы помнили ее место расположение. Но там монаху Феофилу виделся свет из земли по ночам. И тогда вспомнили о церкви, она была отрыта, полностью восстановлена и названа в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.
Прощаясь со Святыми горами, еще раз зашли в Лавру. Снова набрали святой воды, и каждый привез домой такой вот необычный гостинец.
Покинув территорию монастыря, мы углубились в лес, чтобы пешком добраться до вокзала.
Фонтаны святой воды Святогорск
Фонтаны святой воды

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.