Крым 2009: Некуда деться из детства
Написал Sendey
09.11.2009

Чернореченский Чернореченский каньон

Поход состоялся на осенних каникулах с 23 по 31 октября 2009 года. Группу составили ученики школы села Песчаное, в семидневный срок преодолев 64 км.

Маршрут: Симферополь – Севастополь – с.Черноречье – Чернореченский каньон – с.Передовое – каньон Узунджа – т/с Ай-Димитрий – т/с Чайный домик – Юсуповское Озеро – Водопад Серебряные струи – Большой крымский каньон – т/с Бойка – Многоречье – Бахчисарай - Симферополь

Участники:

Виталина

День первый: Симферополь – Севастополь – с.Черноречье

Старт

Поезд прибыл в Симферополь в 6-30, наша группа на перроне ждала воссоединения (пришлось ехать в разных вагонах), а затем мы переместились к харьковской группе, идущей по тому же маршруту. Приятно было видеть их всех, радостных и приветливых, с набитыми доверху рюкзаками. Мы всей гурьбой загрузились в электричку до Севастополя, а затем с вокзала отправились на троллейбусе на 5 км, руководители – в КСС.
Оставили вещи на автостанции, и экспромтом решили ехать на экскурсию по бухтам. С площади Нахимова нас сразу же провели на небольшую деревянную яхту и 25 минут рассказывали историю славного города Севастополя, показали военные корабли и подводные лодки России и Украины, и даже судно «Фаина», некогда захваченное сомалийскими пиратами.
Экскурсия по бухтам Севастополя

На Приморском бульваре мы фотографировались с матросами, дети срывали с деревьев диковинные плоды и норовили залезть на все попадающиеся по пути возвышения - такая прогулка могла растянуться надолго. И кто-то вовремя вспомнил, что мы вроде бы в поход собираемся… Тем же маршрутом все возвратились на автостанцию за своими рюкзаками.
В Черноречье приехали около 17-00. День получился не ходовым, наша дорога не заняла и получаса. Стоянку разбили сразу же за селом.
Темнело на глазах. Палатки устанавливали в сумерках, а ужин готовили уже впотьмах. Потом долго расселялись, и в конечном итоге нашими соседями слева стали Владимир Николаевич, Николай Николоевич и Мышко, а справа - Карина, Настя, Саша и Сережа. Мы поселились в нашей палатке вместе с Тамарой Николаевной.
Приморский бульвар

Харьковские соседи обосновались на полянке в пределах прямой видимости. После ужина они пришли в гости, и мы долго играли на гитаре. Наша младшая часть группы отправилась в палатку, и оттуда они иногда выкрикивали названия песен… мы исполняли заказы. Угомонились мы поздно, а соседняя палатка еще долго вела разговоры (что впоследствии вошло у них в привычку), чем мешала спать Тамаре Николаевне.
На фоне морских ворот Севастополя

День второй: Чернореченский каньон

1:0

Второй день выдался самым ударным – целью мы поставили заночевать на острове. Туда же метили наши харьковские товарищи. И как в последствии выяснилось – еще и группа киевлян. Словом, остров был лакомым кусочком и призом в таком себе негласном соревновании. Путь пестрил «приятными» неожиданностями , и начались они с самого утра…
Оказалось, что у нас совершенно нет хлеба. Его мы забыли купить в Севастополе, а теперь ближайший населенный пункт значился через два дня. В шесть часов утра мы с Андреем вышли из лагеря по направлению к Черноречью. В селе царила тишь, и только собаки лаяли на двух чужаков, шатающихся около магазина с суровым названием "Сержант". Прошло около получаса. Было холодно. Первым прохожим был дяденька в халате и потертой куртке. Он провел нас через все село до самой трассы в другой магазин, который открылся ровно на пол часа раньше. И в нем был вчерашний хлеб! В лагерь возвращались бегом. Нас ждала пшеничная каша и чай.
С выходом в то утро не торопились и харьковчане. В то время как мы окончательно упаковывали рюкзаки, они еще сушили тенты на солнышке. Мы вышли первыми, шли дружно и быстро по правому берегу реки.
Водопад в Чернореченском каньоне
Первый привал у нас оказался интересным – отдыхать мы отправились на водопад. О нем нам поведала встретившаяся группа и мы, сбросив свои рюкзаки, рванули вверх по руслу узенького ручейка. Водопад явно не был трехметровым, как нам обещали, но те отвесные стены, по которым нам пришлось босиком карабкаться к нему, и та ледяная вода, в которой мы потом оказались, да и сам вид на это ущельице никого не оставили равнодушным. Возвращаться по голым скалам оказалось труднее, и я даже нырнула по колено в воду (в тот день я открыла осенний сезон купания).
Еще одним тормозящим фактором на пути стал природный канат из какого-то плетущегося растения. Первым опробовать его решил Сашка и забрался на дерево довольно высоко. Его пример вдохновил всех присутствующих - с виду казалось просто. Каждый пробовал себя, но, увы, не каждому удалось. Покончив с канатом, мы вышли на тропу. Потеряв не менее часа на наши развлечения, мы были уверенны, что пропустили харьковчан далеко вперед.
Лиана используется в виде каната
И почти сразу нас ждал новый сюрприз – брод. Течение и глубина пугали. Переправиться решили по бревну. Первопроходцем хотел стать Саня, но ему не повезло – и он стал вторым искупавшимся. Правда, отделался легким испугом и промокшими кедами.
Дабы не повторить его горькую участь натянули веревку, и переправа пошла по плану. Переходили, как полагается, по одному, передавали гитару и рюкзаки. Не повезло лишь Тамаре Николаевне, и она пополнила ряды нырнувших в Черную реку. Опять же, пострадала только обувь.
На переправе нас неожиданно догнала харьковская группа. Мы поприветствовали друг друга и продолжили путь, попеременно вырываясь вперед. Последняя наша встреча состоялась около полудня – мы карабкались по скалам вниз, они же обошли нас поверху.
Переправа через р. Черная

Обед состоялся в 14-00. А в 15-00 мы увидели вход в пещеру (которая тоже стала огромным тормозом в движении). Вооружившись фонарями, фотоаппаратами и даже камерой, мы полезли во внутрь. Пребывание было недолгим, но громким. Первыми забрались Настя с Мышком, Карина, Сережа и Саша. В снятом видео операторская работа не блещет разнообразием – тьма сплошная, зато звук на высоте - иногда прям зашкаливает, да и перлы там еще те ( "цензура" не позволяет цитировать). Но этот видеоматериал является мощнейшим оружием против плохого настроения, уникальным в своем роде.
Пещера в  Чернореченском каньоне
Пещера в Чернореченском каньоне

После пещеры нас ждали крутые подъемы, а энтузиазм группы таял на глазах. Остров мы уже проворонили, теперь оставалось найти хоть какой-то ночлег. Встречавшиеся по пути туристы обнадеживали – осталось не более 20 минут ходу, а мы все шли и шли. Но выбор был невелик – и около 17-00 мы все-таки добрались до острова.
Харьковская группа уже во всю обжилась, и костер весело полыхал в сумерках – остров хорошо просматривался со скалы, и на подходе мы махали руками нашим друзьям. Пока мы устраивались на своем берегу, возясь с палатками, они таскали дрова на свой. А нам разводить костер пришлось уже в темноте. До ужина я успела искупаться в реке и пришла практически вовремя – в котле все доваривалось. После традиционного чаепития все расползлись по палаткам и уснули под непрерывный рокот воды. Мы с Андреем до полуночи жгли костер и поили чаем пришедших к нам на огонек Юру и Колю. Уснули крепким сном до самого утра с мыслью, что день все- таки выдался на славу. Но за остров решили отыграться …
Движемся по склону Чернореченского каньона

День третий: Чернореченский каньон – с. Передовое – каньон Узунджа

1:1

Утро было теплым. После вчерашнего тяжелого перехода подъем запланировали поздний. Особенно не спешили с завтраком, день начали с кофе. Харьковская группа же планировала выйти чуть ли не в восемь, но на острове все было тихо, дымок их костра мирно струился вверх.
Наш костер тоже полыхал. И, небось, чтоб задобрить духа огня, Настя и Карина решили ритуально сжечь носки. Чьи – так и осталось секретом.
Когда мы сворачивали наш лагерь, харьковчане переправились по бревну на наш берег. Мы пожелали им счастливого пути, а сами отправились поглядеть на остров. Там мы устроили шикарную фотосессию на фоне реки, показали ребятам баню из камней и, прыгая по огромным валунам, возвратились к своим рюкзакам. Вышли около 9-30.
В основном тропа лежала по руслу реки, лишь иногда поднимая нас по склону. Наша группа шла бодро, и уже скоро мы обогнали харьковчан.Прошли просторную стоянку, знакомую нам по весеннему походу, где мы поднимались на развалины крепости времен царства Феодоро. Опознали это место благодаря огромной осине, сплошь исписанной именами туристов.
Стоянка в Чернореченском каньоне
В 11-30 мы уже вышли из каньона на трассу. За мостом стояла машина, а так как возможность встречи с егерями нас не радовала, мы направились в противоположную сторону. Там принялись ловить транспорт. Воспользовавшись паузой и появившейся сетью, созванивались с родными, рассматривали в бинокль горизонты и ели конфеты - леденцы, выданные за завтраком.
Поймали маршрутку, водитель любезно отвез нас сначала к магазину, где пополнили запас хлеба и круп, а потом к турстоянке Узунджа.
Перекус устроили около 12-00. В 13-00 продолжили путь, рвали шиповник на компот и радовались скорой стоянке. Лишь одна новость огорчала – встреченная группа поведала, что в каньоне Узунджа нет воды.
На острове
За полчаса мы пришли на хорошо знакомую по прошлогоднему походу полянку, на которой мы собирались остановиться и в этот раз. Но проблема воды стояла остро. Я, Андрей, Саша и Мышко отправились на разведку. Теперь русло реки превратилось в удобную дорогу, и мы почти бегом неслись по гладким камням, вспоминая и громко дивясь, ведь в прошлом году здесь можно было купаться. Разведка показала – вода есть, есть и просторная стоянка, правда с рюкзаками к ней не так то просто добрести. И опять же – наш выбор не был велик. Мы вскинули рюкзаки на плечи.
Харьковчане догнали нас как раз в этот момент. Мы обрисовали им картину и приглашали селиться на соседней стоянке, чуть меньшей, но вполне удобной. Они же решили остаться на поляне и носить воду в котлах (что было не так просто, как кажется).
Собираем шиповник на подходе к каньону Узунджа

Поставив палатки и оставив варить суп Николая Николаевича, мы всей дружной компанией отправились в пещеру. К нам примкнули Наташа, Юра и Эрнест, которые как раз пришли по воду.
Пещера Узунджа понравилась нашим юным туристам тем, что, по крайней мере, стирать кофты не пришлось. Там было просторно, и мы в количестве 12 человек отлично разместились внутри. Саня даже опробовал веревку, что вела на верхний этаж пещеры, но лезть не рискнул.
В свой лагерь мы вернулись к ужину. Суп был невероятно вкусным (еще бы, литровая банка домашней тушенки), а как стемнело, то стали жарить неучтенное сало (надкусанный хлеб потом валялся везде около костра). Гости к нам в тот вечер не пришли, и мы коротали время за хоровым пением - Настя с Кариной вспоминали украинские песни, потом перешли на детские песенки. В общем, праздник удался, и спать легли как обычно поздно.
В пещере каньона Узунджа

День четвертый: каньон Узунджа - т/с Ай-Димитрий – т/с Чайный домик – Юсуповское Озеро

1:2 - Пиррова победа

Выход назначили в 9-00. Но дорога по каньону заняла около часа. В 10-00 мы вышли на полянку, харьковской группы уже не было.
Следующей целью на маршруте была стоянка Ай-Димитрий. Нас ждал подъем, по воспоминаниям прошлого года – малоприятный, зато на пути должны были встретиться крокусы, и это радовало. Но нам встретились лишь отдыхающие на полянке харьковчане. Они поделились впечатлениями о своем утреннем безводье и пропустили нас вперед. В 11-30 мы прошли Ай-Демитрий и направились к т/с Чайный домик. Сверив маршрут по карте и компасу, мы отправились дальше, но дорогу эту совершенно не помнили. Буковый лес сменился степью и около 13-00 мы вышли к домику лесника. Крокусы по пути встречались часто, но были все как один отцветшими.
Привал и перекус устроили на стоянке за культурным столом, на котором Карина сразу же стала выцарапывать ножом гордое «Піщане», но сделала ошибку и пришлось исправлять…
Пересохшая река Узунджа
Здесь нас ждала последняя пещера – Партизанская. Прихватив фонари и накинув кофты, мы по очереди спустились внутрь. Пещера потрясала своими масштабами, там мы долго бродили по каменным коридорам. Чувства замкнутого пространства совершенно не возникало. Сделав фото на память, мы отправились обратно.
Харьковчане на Чайный домик пришли тропой сверху, которая не была отмечена как рекомендованный маршрут и прилично срезала путь. В пещеру они не полезли, а сразу же отправились дальше.
Следующей и последней вехой было Юсуповское озеро – там и планировалось остаться на ночевку, причем очень хотелось занять именно ту... прошлогоднюю стоянку. Мы вышли в 14-00 и около 16-00 спустились к озеру, оставив после себя часть харьковской группы и так и не сумев обогнать бригаду «Ух», в которую входили Наташа, Эрнест, Коля и Юра. Когда мы пришли к озеру, они уже поставили палатки на том месте, куда планировали мы. Они снова нас опередили! Мы шутливо сокрушались и объявили их победу в нашем "соц. соревновании" не честной. Палатки ставили на другой, не менее удобной стоянке, где к тому же была гора сухих дров – так что мое дежурство с Мышком выдалось легким.
Мы варили геркулес с молоком и сухофруктами, и вокруг сгущенки разыгралась целая драма. Обошлось без жертв, не считая растерзанной упаковки от молока.
Крокус
Единственный найденный нами "живой" крокус

День пятый: Юсуповское Озеро - Водопад Серебряные струи – Большой крымский каньон - т/с Бойка

2:2. Ничья - победила Дружба

Утро снова началось с кофе. В шесть утра проснулся и Мышко – он помогал следить за костром. Выход затянули до 9-00. Андрей отправился к соседям посоветоваться. Маясь от безделья в ожидании руководителя, ребята занялись метанием ножей.
Харьковчане указали нам спуск к водопаду, и минут через 15 мы были на месте. Опять было сделано много фото, но все они оказались блеклыми и безжизненными. Да и сам водопад в этом году был по- спокойнее, а Юсуповское озеро почти пусто.
Спустились к трассе. Хотели купить в тамошних питейных заведениях хлеба и круп, но в их ассортименте была лишь водка и пиво. Отправились потаенными путями искать вход в Большой крымский каньон, надеясь, что егеря не заметят нашу группу. Но тут нас ждала маленькая неожиданность – оказалось, игры с ножом не прошли даром. Саня порезал палец и был объявлен короткий привал, чтоб подлечить нашего «недостреленного».
После все пошло своим чередом - мы тихо шли по осеннему лесу, за что отдельное спасибо Мышку. На подъеме мы хоть и задыхались, но преодолели быстро.
Водопад Серебрянные струи
Привал устроили у Почтового Дуба, радуясь тому, как мы лихо проскочили егерей.
Из своей припасенной тетрадки я раздавала листы всем страждущим, а потом, рассевшись на бревнах, мы писали свои желания, чтоб оставить их в дубе. К процессу все отнеслись со всей долей ответственности, и не пожалели времени и сил написать побольше нулей в той сумме, которую хотят получить.
Прогулялись мы к Ванне молодости, которая впечатлила слабо. А вот пробежка дальше вглубь каньона очень понравилась. Возникло желание пройти его весь по низу, но увы, времени не было и мы возвратились к своим.
Дорогу по верху вдоль каньона отыскивали совместными усилиями двух групп. И эти усилия завели нас совершенно не туда. Перекус состоялся на холодном ветру, под оседающей пеленой тумана. Набравшись сил, мы спустились и отыскали нужную тропу. В 14-00 мы уже любовались красотой каньона с высоты 400 метров и делали групповые фото на краю обрыва.
У Почтового Дуба
До места стоянки оставалось около 15 минут ходьбы. Харьковчане снова заняли прошлогоднюю стоянку. Мы спустились ближе к воде. Юра и Коля как делегаты харьковской группы и Андрей как руководитель нашей в 16 -00 отправились искать дорогу к Многоречью, да и не мешало пополнить запасы хлеба … и сгущенки( по многочисленным просьбам участников похода).
Мы остались в лагере готовить ужин. Наш «недостреленный» герой был дежурным. Больной рукой пытаясь варить суп, он получил еще и хороший ожег на порезанном пальце. Травмированного вдвойне Сашку от дежурства отстранили. Что позволило ему приобщиться к играющим в карты и выиграть у девчат сначала мытье посуды (хотя они и так были не против), а затем и обедешний изюм с цукатами (там явно не обошлось без карт в рукаве). Потом Сергей и Саша показывали карточные фокусы. Пока не пустился дождь, играли на гитаре.
Наступила ночь. Дров было достаточно, и даже под непрерывной моросью все сидели у костра. Разведчиков все не было. Вспоминая наш прошлый опыт «ночного ориентирования» по пути с Мангупа и Эски-Кермен, было ясно – раньше 11 ночи нечего и ждать.
Большой крымский каньон
На краю Большого крымского каньона
Предположение оказалось верным – ребята вернулись в начале двенадцатого, голодные и намокшие под дождем, но счастливые тем, что скупились в магазине всем необходимым и, самое главное – отыскали таинственную дорогу к Многоречью, весело выкрикивая «она есть! она все-таки есть!». Неугомонная палатка юных туристов с нетерпением ждала прихода Андрея, особенно им хотелось сгущенки, но достались только бублики. Условились пойти на утро встречать рассвет. Подъем в 4-00. Желание изъявили чуть ли не все.
Уже в 12 ночи к нашему костру присоединился Юра, но так как для гитары было уже поздно, принялись уничтожать неучтенку.
Турстоянка Бойка
Тур стоянка "Бойка"

День шестой: т/с Бойка - c.Многоречье

Финиш

В 4 утра конечно же никто не проснулся. Будильники неистово разрывались по палаткам. Минут через двадцать наметилось какое-то движение. Мы медленно выползали на холод, в непроглядную темень. Наша палатка проснулась дружно, а вот соседи подкачали – из четырех собиравшихся пересилил сон лишь Сережа. Юру долго будить не пришлось, и вот вся компания была в сборе. Подсвечивая дорогу фонариком, мы пришли и расположились на краю обрыва. Темное небо светлело, открывая нам плотную завесу туч над горами. Когда очертания гор стали явными, и на часах показалось 6-00, мы вернулись в лагерь.
Была запланирована полудневка. После завтрака харьковчане отправились в Многоречье, а мы возвратились в каньон. Было желание обследовать грот, но он оказался малоинтересным. В бинокль рассматривали горы, но облака мешали обзору. Прогулка свелась к любованию окрестностями и фотосессией на фоне оных. Похолодало.
Утреннее небо над большим крымским каньоном
Утреннее небо над Большим крымским каньоном

Обедать в лагере отказались. Около полудня сложили рюкзаки и двинулись на Многоречье. Вначале тропа не была маркированной и представляла собой овраг – перевал меж двух гор, лишь затем из ниоткуда появились маркеры и вожделенная табличка «Многоречье». Там и отобедали ( 14-00). А затем быстро спустились к селу по хорошо накатанной дороге. В 15-00 мы уже обживались на месте нашей последней стоянки. Невдалеке виднелся лагерь харьковчан.
До ужина состоялся коллективный поход в магазин села Счастливое (что в 20-ти минутах ходьбы от Многоречья). А потом – последний ужин. Готовили гречку, к чаю подали сгущенку, но она как-то не пошла. На костре сожгли принесенные из села шишки. И можно было бы сидеть еще долго, если б не холод и не ранний подъем утром. В 8 утра нас ожидала заказанная маршрутка на Бахчисарай, а там – экскурсии по Чуфут-Кале и Ханскому дворцу, и дорога на симферопольский вокзал.
Вид на Ялтинскую яйлу со стороны с. Многоречье

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.